Кранами называются грузоподъемные машины, применяемые для подъема груза и его перемещения. Мостовые электрические краны по назначению делят на краны общего назначения и специального, например магнитные, грейферные, литейные и др. Мостовой кран общего назначения (рис. 23) состоит из моста 1, кабины управления 5, тележки 11. Для передвижения моста крана служат механизмы 2 (состоящие из электродвигателя и редуктора), которые приводят во вращение рабочие ходовые колеса 6. РИС. 23. Мостовой электрический кран общего назначения РИС. 24. Тележка мостового электрического крана Мост крана состоит из двух основных (главных) балок 10, соединенных по концам поперечными концевыми балками 7, в которых при помощи отъемных букс закреплены приводные 6 и холостые 8 ходовые колеса. Кроме главных балок, у кранового моста обычно имеются еще две вспомогательные горизонтальные балки или фермы 3, придающие мосту жесткость в горизонтальной плоскости. На одной из этих ферм располагают двигатели для передвижения моста крана и редукторы, а на второй вспомогательной ферме размещают (вдоль перил) троллеи 9, с которых подается ток к механизмам крановой тележки. На главных балках уложены рельсы, по которым перемещается крановая тележка 11. На этой тележке смонтированы два механизма: подъема груза и передвижения тележки.Для захвата груза к барабану механизма подъема груза на стальных канатах подвешено грузозахватное приспособление 4. В тех случаях, когда в одном цеховом пролете работает несколько кранов и, следовательно, возможно их столкновение, концевые балки кранов снабжают пружинными буферами 12. В связи с тем что крановая тележка может выйти за пределы моста крана, для ее остановки также применяют пружинные буфера. Для остановки тележки при движении ее с большой скоростью и с предельным грузом на каждом конце одной из балок моста устанавливают ограничители хода тележки. Они представляют собой стандартные выключатели, на рычаг которых воздействует специальная линейка, прикрепленная к тележке крана. Кроме того, чтобы при подъеме груза грузозахватное устройство не уперлось в барабан или тележку и не оборвался канат, на тележке устанавливают ограничитель высоты подъема груза. Тележка мостового электрического крана (рис. 24) состоит из жесткой сварной рамы 1, на которой смонтированы механизмы подъема и передвижения. Электродвигатель 2 соединен валом-вставкой -3 с двухступенчатым горизонтальным редуктором 4, приводящим во вращение барабан 5 с правой и левой нарезками. К барабану на стальных канатах подвешена крюковая подвеска 10. Электродвигатель 6 через вал-вставку S и двухступенчатый вертикальный редуктор 9 приводит во вращение ведущий вал 7 тележки с ходовыми двухребордными колесами. Вал ведущих колес и оси ходовых колес опираются на подшипники, установленные в отъемных буксах, прикрепленных к раме.