Создание машин представляет собой сложный и многогранный творческий процесс, в котором можно установить несколько этапов. Начиная с технического задания на проектирование и с изучения технических условий, которым должна удовлетворять создаваемая машина, выбирают принципиальную схему машины, разрабатывают ее конструкцию, затем изготовляют отдельные детали, собирают их в узлы и механизмы, образующие машину. Собранную машину подвергают проверке со снятием основных характеристик, покалывающих, насколько качественно выполняются этой машиной ее эксплуатационные функции. Современные машины — станки, автоматы, транспортные, сельскохозяйственные, текстильные, обувные и др., — содержат большое количество деталей различной сложности, исчисляемое иногда несколькими десятками тысяч в одной машине. Все эти детали должны быть собраны и соединены между собой так, чтобы образованные при этом механизмы машины удовлетворяли заданным техническим требованиям. Значимость такого существенного и ответственного этапа производственного процесса, как сборка машин, вряд ли может быть переоценена. От качества и точности сборки машин в значительной степени зависит ее работоспособность. Неправильно собранная машина требует повышенного расхода энергии, не обеспечивает необходимых относительных положений рабочих инструментов или механизмов, вследствие чего понижаются производительность машины, точность размеров, качество выпускаемой продукции и т. п. В силовых машинах — двигателях внутреннего сгорания, паровых или газовых турбинах и др., — понятие работоспособности конкретизируется в виде производимой мощности, равномерности хода, коэффициента полезного действия и т. д. Неточная сборка любой машины непосредственно влияет, на не работоспособность. При сборке узлов и механизмов различных машин в первую очередь учитывают важнейшие требования, предъявляемые к сборке данной машины. Задачи сборки сводятся к соединению и фиксации деталей, обеспечивающих заданные посадки и относительное расположение отдельных деталей, контроля правильности и точности соединений. Требования, предъявляемые к сборке узлов и механизмов, в зависимости от их назначения могут быть различными. В одних случаях необходимо обеспечить подвижные посадки и выдержать величины зазоров, в других — необходимы неподвижные посадки с определенной прочностью скрепления, в третьих случаях важно обеспечить плотность и герметичность соединения и т. д. Поэтому требования к сборке машин учитывают совокупность требований, предъявляемых к сборке отдельных узлов. Выполнение этих требований, обеспечивающих качество собираемых узлов и механизмов, должно сочетаться с высокой производительностью сборочных работ. Правильное взаимное координирование и соединение деталей является одним из важнейших условий нормальной работы машины. Даже незначительные отклонения от заданных предельных размеров и конфигураций деталей, допущенные при их изготовлении (непараллельность поверхностей или осей, перекосы, эксцентричность конусность и т. п.), иногда делают невозможным соединение этих деталей или приводят к тому, что их сопряжение не отвечает техническим условиям. В процессе сборки машин и механизмов производится проверка взаимного относительного расположения различных поверхностей собираемых деталей. Эта проверка может играть роль контрольной операции или же является органически связанной с процессом сборки, сопутствуя пригонке или регулированию. Характерная особенность сборки состоит в том, что при поступлении деталей в сборочный цех обнаруживаются все основные недостатки предыдущих технологических процессов, и прежде всего процессов механической обработки деталей, от качества которой в высокой степени зависят качество и производительность сборки. Если предыдущие процессы механической, термической или другой обработки деталей выполнены с отступлениями от технических условий, то при сборке приходится производить дополнительную обработку, подгонку, разного рода доделки, влияющие на трудоемкость и качество сборки. Отсутствие или наличие пригоночных работ, выполняемых в процессе сборки, коренным образом меняет характер сборочного процесса. На сборку, которая сводится к простому соединению и скреплению деталей, обычно затрачивается не более 10—15% общего времени механической обработки деталей; напротив, в сборочных цехах, где систематически производят подгонку и доделку деталей, трудоемкость сборки доходит до 100% и выше от трудоемкости механической обработки. Можно спроектировать высокопроизводительные технологические процессы обработки деталей, но если они не обеспечивают конечную точность и качество изготовления деталей, то процесс сборки может оказаться настолько трудоемким и малопроизводительным, что достижения предыдущих процессов будут значительно обесценены. Относительно малая трудоемкость сборки (в сравнении с трудоемкостью механической обработки деталей) характерна для производств, где подробно и тщательно разработаны конструктивные чертежи машины (правильно проставлены размеры в чертежах, допуски на изготовление деталей увязаны со сборочными чертежами, хорошо продумана система компенсаторов и т. д.) и детали, поступающие на сборку, изготовляются в полном соответствии с черте¬жами и техническими требованиями. Большое влияние на сокращение времени сборки оказывает чистота обработки поверхностей деталей, необходимая для обеспечения нормальной работы этих деталей в механизмах, в состав которых они входят. Недостаточно высокое качество обработки сопряженных поверхностей деталей даже при условии максимальной степени точности изготовления, во многих случаях приводит к пригоночным работам на сборке. Кроме чистоты обработки и точности изготовления деталей, успех сборки в большой степени зависит от регулярного снабжения сборочных участков достаточным количеством деталей. Задержка в доставке деталей на сборку приводит к дезорганизации сборки, нарушению графика равномерного выпуска машин, к повышению себестоимости продукции и снижению ее качества. Однако сказанное не следует понимать в том смысле, что производительность сборочного цеха зависит только от работы других цехов. На долю самого сборочного цеха падает большая самостоятельная задача — в первую очередь рациональное разрешение технологических вопросов сборки и ее организации. Машина, как целое, создается в процессе сборки, и ее нормальное функционирование непосредственно зависит от качества сборки. При неправильной сборке, даже при наличии высококачественных деталей, можно получить неработоспособные механизмы. Так, например, несоблюдение технических условий сборки, необоснованное установление зазоров в подвижных соединениях (или натягов в неподвижных), несоблюдение условий относительного расположения и скрепления деталей, загрязнение собранных механизмов и другие дефекты сборки приводят к понижению качества собираемых машин. Улучшение качества и снижение себестоимости машин в значительной степени зависит от рациональной разработки технологии сборки, применения новой техники, организации производства и внедрения передового опыта новаторов производства. Применение передовых приемов работы, производительных инструментов и приспособлений, механизации сборочных процессов, соблюдение чистоты и тщательности сборки, систематический контроль н процессе сборки и после ее окончания значительно снижают трудоемкость сборочных работ и повышают качество сборки. Особое значение при сборке машин имеет чистота рабочего места, тщательная промывка деталей, в особенности сопрягаемых поверхностей, очистка их обдувкой сжатым воздухом, обтирка деталей чистыми салфетками, применение специально подобранных сортов смазочных масел. Условия сборки ряда точных машин и механизмов требуют определенной температуры и полной изоляции от пыли. Предохранение полированных поверхностей особо ответственных деталей от коррозии, возникающей при соприкосновении с руками сборщика, требует особых методов сборки с применением специальных инструментов и приспособлений. При организации сборочного процесса необходимо стремиться к сокращению длительности сборочного цикла, которая зависит как от чистоты и точности обработки деталей, так и от правильности расчленения процесса сборки на отдельные операции и от механизации их выполнения. Следует отметить, что, несмотря па отдельные удачные решения, сборочные процессы до настоящего времени еще недостаточно механизированы. Поэтому одним из направлений дальнейшего творчества в области сокращения трудоемкости сборочных работ и облегчения условий труда является всемерная механизация и автоматизация сборочных процессов, внедрение новых инструментов, приспособлений и механизмов (см. гл. XII, раздел «Механизация сборочных работ»). Руководители сборочных цехов должны использовать все возможности для повышения производительности труда и улучшения качества собираемых машин путем внедрения передовой технологии, повышения технической оснащенности сборочных процессов, всемерной механизации трудоемких и тяжелых работ и применения новых прогрессивных форм социалистической организации производства.