Современный паровой котел БМ-35 (рис. 7.20) с естественной циркуляцией производства Белгородского завода энергетического машиностроения предназначен для работы на природном газе и мазуте и имеет следующие характеристики: паропроизводительность 50 т/ч; давление перегретого пара 3,9 МПа; температура перегретого пара 440 °С. Камерная топка б экранирована трубами 060 х 3 мм, опускные трубы 083x4 мм расположены вне топки. На фронтальной стене котла установлены четыре газовые горелки 7 диффузионного типа. Смесеобразование газа с завихренным потоком воздуха осуществляется в амбразуре горелки и заканчивается в топке. Горизонтальный под топки не экранирован и выполнен из огнеупорного кирпича, уложенного на слой теплоизоляционного материала. Задний экран на выходе из топки разведен и образует трехрядный фестон. В горизонтальном газоходе котла установлен пароперегреватель, а в опускной шахте — водяной экономайзер 4, состоящий из четырех пакетов, и воздухоподогреватель 5. Пароперегреватель 3 котла состоит из двух ступеней и выполнен из труб 038x4 мм. Расположение труб коридорное. Насыщенный пар из барабана 1 по потолочным трубам поступает в первую по ходу пара ступень пароперегревателя и движется в ней противоточно по отношению к потоку дымовых газов. Далее пар поступает в коллектор, где расположен регулятор 2 перегрева пара — пароохладитель поверхностного типа, в который поступает охлаждающая питательная вода из питательной магистрали. Из регулятора перегрева пар поступает во вторую по ходу пара ступень пароперегревателя, где входные змеевики включены противоточно, а выходные — прямоточно по отношению к направлению движения продуктов горения. Над выходным коллектором пароперегревателя расположена главная паровая задвижка. Водяной экономайзер 4 кипящего типа выполнен из стальных труб 32 х 3 мм, расположенных в шахматном порядке. Отвод пароводяной смеси из верхнего коллектора последнего по ходу воды пакета осуществляется по четырем трубопроводам, подведенным к барабану. В горизонтальном и вертикальном направлениях змеевики пакетов экономайзера дистанционированы специальными планками и подвесками, изготовленными из жароупорной стали. В период растопки и останова котла экономайзер может быть включен в линию рециркуляции воды, что обеспечивает надежное его охлаждение в эти периоды. Воздухоподогреватель 5 стальной трубчатый двухходовой по воздуху, состоит из шести секций, в которых используют трубы 40 х 1,5 мм. Верхняя трубная доска воздухоподогревателя соединена с газоходом линзовым компенсатором, что обеспечивает его плотность с воздушной и газовой сторон при разных термических расширениях труб и кожуха. Подогрев воздуха в воздушном подогревателе достигает 200...250°С. Обмуровка котла облегченного типа закреплена на каркасе котла и выполнена в два слоя: первый, обращенный внутрь газохода, выложен из шамотного кирпича, второй — из изоляционной керамзитовой плитки. Уплотнение обмуровки осуществляется с помощью металлической обшивки. Испарительная система котла выполнена по схеме двухступенчатого испарения, в которой испарительные контуры первой ступени испарения включены непосредственно в барабан. Разделение пароводяной смеси, поступающей из первой ступени испарения, осуществляется в циклонах, установленных в барабане. Для очистки пара от влаги в барабане установлены жалюзийный сепаратор и за ними дырчатый распределительный щит. Пар из выносных циклонов 9 второй ступени испарения подается в паровое пространство барабана под жалюзийные сепараторы и смешивается с основным потоком пара. Питательная вода подается через распределительные жалюзи под уровень воды в барабане. Питание водой второй ступени испарения каждого выносного циклона осуществляется из торцов барабана по двум трубам. Непрерывная продувка котла осуществляется из выносных циклонов. Котел имеет восемь контуров естественной циркуляции: фронтальный, задний, два основных боковых экрана, расположенных в средней части боковых стен, и четыре экрана, расположенных с обеих сторон основных экранов. Основные боковые экраны включены в выносные циклоны второй ступени испарения. Все остальные контуры циркуляции включены в барабан — первую ступень испарения.