ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ Источником энергий для пневматических приводов зажимных устройств служит сжатый воздух давлением 5—6 ати. Как источник энергии сжатый воздух обладает рядом преимуществ, как-то: возможностью осушествления почти мгновенного действия, централизованного питания выпуска отработанного воздуха прямо в атмосферу, возможностью работы при низких температурах. Основными элементами любого пневматического привода зажимного устройства являются:силовой узел, пневматическая аппаратура и воздухопроводы. В качестве силового узла используются либо цилиндр с поршнем, либо пневматическая камера с диафрагмой; соответственно и приводы делятся на поршневые, диафрагменные и лопастные. С точки зрения компоновки с зажимными приспособлениями токарных станков как поршневые, так и диафрагменные приводы могут быть встроенными или прикрепленными (агрегатированными). Первые являются специальными и не могут быть переставлены в зажимные приспособления иной конструкции; прикрепленные же приводы полностью выделены в самостоятельный агрегат и много-, кратно используются в компоновках с различными приспособлениями. Приводы зажимных устройств могут быть двухстороннего действия, когда рабочий и холостой ход осушествляется сжатым воздухом, и одностороннего, когда рабочий ход производится сжатым воздухом, а холостой — силой пружины. На фиг. 41 представлена принципиальная схема работы поршневых пневмоприводов. К их основным конструктивным элементам относятся: цилиндр 1, поршень 2, шток 5, переключаюший распределительный кран 4, воздухопроводы 6, Последние выполняются из резиновых шлангов или латунных трубок. Цилиндр 1 представляет собой герметически закрытый сосуд, разделенный поршнем 2 на две полости. Каждая полость с помошью резиновых шлангов или латунных трубок соединяется с распределительным краном. Кран попеременно направляет сжатый воздух в рабочие полости цилиндра и одновременно освобождает от отработанного воздуха нерабочие плоскости, сообщая их с атмосферой. Фиг. 41 Принципиальная схема работы пневматического привода.
Кран состоит из корпуса 4 и золотника5. Отверстия а и б в золотнике располагаются таким образом, что при одном крайнем положении золотника 5 отверстия а соединяют одну полость цилиндра (т. е. рабочую полость) с сетью сжатого воздуха, а отверстия б соединяют другую полость цилиндра с атмосферой. Когда золотник 5 занимает другое крайнее положение, сжатый воздух направляется в другую полость цилиндра, а первая полость соединяется с атмосферой через отверстие а. Поворачивая золотник и управляя, таким образом, направлением сжатого воздуха, заставляют поршень совершать возвратно-поступательное движение: Основной характеристикой пневматического поршневого привода является сила Г, развиваемая на штоке. При отсутствии движения поршня для полости без штока (фиг. 41, б)