Консервация производится в закрытом, теплом и сухом помещении. Летом в сухую погоду допускается проведение консервации в неотапливаемом помещении, под навесом, на эстакаде или на открытом воздухе. Металлические поверхности машин, подлежащих консервации, очищаются от грязи, старой смазки и воды. Следы коррозии удаляются бумагой с зернистостью не ниже 170, шабровкой и другими способами, но без следов глубоких рисок. Места, обработанные по пятому классу чистоты и выше, рекомендуется защищать пастой ГОИ. Для мест, пораженных коррозией, применяется также обработка фосфорной кислотой с целью предупреждения от распространения и углубления этой коррозии. Особое внимание при подготовке следует обращать на места сопряжений, шлифованные и шабренные поверхности и различные углубления, которые чаще поражаются коррозией. После очистки оборудование тщательно промывается и насухо протирается. Для предварительной промывки может применяться керосин, но окончательная промывка всех деталей и узлов обязательно производится чистым обтирочным материалом, смоченным в высококачественном нейтральном растворителе, например неэтилированном авиабензине, уайт-спирите, ацетоне. К подготовленным поверхностям нельзя прикасаться голыми руками во избежание появления коррозии. После промывки и сушки сразу же производится консервация путем нанесения на подготовленные поверхности защитного слоя в виде антикоррозионных смазок или затвердевающих покрытий, лаков и красок. Преимуществом незатвердевающих защитных смазок является сравнительная простота применения и возможность более легкого их удаления и замены. Преимуществом затвердевающих покрытий, например лаков, красок, этилцеллюлозных пленкообразующих составов, является большая механическая прочность защитного слоя и устойчивость при высоких температурах, недостатком же их является сложность удаления и замены. Для целей консервации наиболее часто применяются пушечная смазка УНЗ и технический вазелин УН. Для специальных случаев консервации применяются смазка ПП-95/5, смазка морская МП, смазка ЦИАТИМ—201, 58М (СП-1), 59 (СП-2), 59Ц (СП-3) и др. Смазка К-15 (ЦИАТИМ—217-15) применяется для консервации деталей из цветных металлов и сплавов. Для консервации коробок скоростей, подач, суппортов и других механизмов, находящихся в картерах и закрытых коробках, вначале их промывают растворителем, затем маслом индустриальным 50. Спустив это масло, резервуары указанных механизмов заливают авиамаслом МС-20 или смесью авиамасла с 10—15% пушечной смазки; затем механизм несколько раз проворачивается и излишнее масло выливается. Подшипники качения консервируются пушечной смазкой или техническим вазелином. Общий расход смазок на консервацию в среднем превышает обычную норму расхода смазочных материалов на данный агрегат: при хранении оборудования в закрытом помещении — в 15 раз; при хранении в ящиках на открытом воздухе — в 20 раз и при консервации, рассчитанной на длительное транспортирование,— в 25 раз. Мелкие детали и узлы консервируются погружением их в подогретую до 50—55° смазку на специальных сетках, решетках или крючках. Жировой УС-2 и синтетический УСс-2 солидолы могут применяться лишь для кратковременной и межоперационной консервации. Применение эмульсионного солидола для консервации не допускается. Цветные металлы консервируются техническим вазелином, не содержащим свободных щелочей. При консервации подогретая до 50—55ч смазка наносится на очищенную, промытую и протертую насухо поверхность сухой волосяной кистью ровным слоем толщиной 1—2 мм. Такой слой смазки достигается обычно тем, что после нанесения и остывания первого слоя наносится второй слой. Смазка должна покрывать всю поверхность без пропусков и пузырей. Некоторые из приведенных выше смазок применяются непосредственно без подогрева. После нанесения защитной смазки узлы и детали покрываются парафинированной, навощенной или пропитанной озокеритом бумагой. При необходимости детали обвязывают по бумаге парафинированным шнуром. Нельзя применять для упаковки простую и оберточную бумагу, пергамент, вату, стружку, войлок и другие гигроскопичные материалы. Законсервированное оборудование упаковывается в ящики, изготовленные из сухих досок в шпунт или внахлестку. Для защиты от попадания дождевой воды и пыли ящики изнутри обиваются толью, руберойдом, толь-кожей или битуминизированной бума¬гой. При консервации на длительный срок ящики должны иметь дверцы, а изнутри — необходимые минимальные проходы для периодического осмотра. По окончании консервации специальной комиссией составляется акт приемки, в котором указывается название и номер агрегата, фамилия работников, производивших консервацию, сорта применяемых материалов, и прилагаются паспорта их качества. Консервации подвергается неустановленное, длительное время не используемое и демонтированное оборудование. В отремонтированном и законсервированном виде оно передается на хранение в закрытые помещения, обеспечивающие защиту от атмосферных осадков, пыли и грунтовых вод. Отдельные крупногабаритные узлы (станины молотов, фермы кранов и др.) допускается хранить на специально оборудованных открытых площадках. Электрооборудование, смазочные и контрольные приборы снимаются и хранятся на стеллажах в закрытых складах. В этих складах не должны одновременно храниться кислоты, щелочи, химикаты и краски. Склады должны иметь хорошую вентиляцию и освещение. Оборудование устанавливается на площадках или настилах с необходимыми проходами для осмотров. Условия хранения законсервированного оборудования должны обеспечивать цельность слоя смазки и гарантировать от порчи, разукомплектования и механического повреждения перемещаемыми грузами. Законсервированное оборудование периодически, не реже одного раза в год, тщательно осматривается комиссией. При необходимости производится частичная или полная переконсервация агрегатов и отдельных узлов.