Устройство и принцип работы дутьевого вентилятора (дымососа) Рис. 8.3. Установка с центробежным дутьевым вентилятором (дымососом): 1 — электродвигатель; 2 — муфта; 3 — ходовая часть; 4 — термометр; 5 — ротор; 6 — диск; 7— крыльчатка (лопатки); 8, 10 — выходной и входной патрубки; 9 — рукоятка поворота лопастей; 11 — центральный рассекатель; 12 — поворотные лопасти; 13 — поворотное кольцо; 14 — улиткообразный корпус; 15 — втулка; 16 — вал; 17 — подшипник
Установка с центробежным дутьевым вентилятором (дымососом) состоит из следующих узлов: ходовой части 3 (рис. 8.3), улиткообразного корпуса 14 с входным (всасывающим) 10 и выходным (нагнетательным) 8 патрубками, крыльчатки 7, ротора 5 и направляющего аппарата (рис. 8.4). Ходовая часть 3 (см. рис. 8.3) состоит из вала 7(5, который вращается на двух подшипниках 17. Вся ходовая часть размещена в масляной ванне, которая имеет крышку и поддон. Температура масла контролируется термометром 4, а уровень — по указателю уровня масла, который размещен в масляной ванне. Рабочее колесо вентилятора — это устройство, состоящее из диска 5, к которому приварены или приклепаны лопатки крыльчатки 7, концы которых соединены кольцом. К диску приварена втулка 15 (ступица), которая закрепляется на валу. При вращении рабочего колеса вентилятора воздух по воздуховоду подводится к его центру и за счет центробежных сил отбрасывается от центра к периферии, и далее нагнетается в воздуховод. В центре рабочего колеса образуется зона разрежения, куда беспрерывно затягивается воздух. Направляющий аппарат (см. рис. 8.4) устанавливается перед вентилятором (дымососом) на всасывающем патрубке. Аппарат состоит из металлического патрубка с фланцами, внутри которого размещены поворотные лопатки 2. Все поворотные лопатки имеют общий поворотный механизм, с помощью которого они могут поворачиваться одновременно на одинаковый угол. Рис. 8.4. Направляющий аппарат: 1— кожух направляющего аппарата; 2 — поворотные лопатки; 3 — привод; 4 — кожух дымососа; 5 — колонка дистанционного управления
Наибольшее распространение получили центробежные дутьевые вентиляторы, которые выпускаются следующих марок: ВД -6; -8; -10; -12; -13,5; -15,5; -18; -20 (в написании марки В — вентилятор, Д — дутьевой, цифра — диаметр колеса в дециметрах). Устройство дымососа типа Д аналогично устройству вентилятора типа ВД, но имеет свои особенности: • корпус, рабочее колесо, ступица рабочего колеса, направляющий аппарат выполняются из жаропрочной стали, так как дымососы рассчитаны на работу при температуре газов 200...250°С; • в масляной ванне размещен змеевик с подводом воды для охлаждения масла; • корпус дымососа покрывается тепловой изоляцией. Выпускаемые дымососы этого типа имеют марки: Д-8; -10; -12; -13,5; -15,5; -18; -20.
Эксплуатация дымососов и вентиляторов
Перед пуском в работу необходимо осмотреть дымосос и вентилятор, обращая внимание на следующее: • наличие ограждения валов и полумуфт; • наличие заземления электродвигателей; • прочность крепления электродвигателя, подшипников, дымососа (вентилятора); • наличие масла в подшипниках по масломерному стеклу; • наличие поступления воды на охлаждение подшипников; • наличие уплотнений в местах прохода вала через кожух; • наличие ограждающих сеток у всасывающих патрубков вентилятора; • соответствие указателей положения регулирующих устройств у машины указателям, установленным на щите управления; • плотность закрытия и легкость хода регулирующих устройств; • отсутствие задеваний движущихся частей. Для проверки работы дымососа (вентилятора) на холостом ходу необходимо направляющий аппарат или шибер полностью закрыть и включить электродвигатель. Проверить отсутствие посторонних шумов, задеваний движущихся частей о корпус, вибрации подшипников. Далее нужно медленно открывать направляющий аппарат или шибер таким образом, чтобы ток электродвигателя под нагрузкой не превышал допустимого значения. В процессе работы дымососа и вентилятора необходимо: • контролировать уровень масла в подшипниках; • проверять температуру корпусов подшипников; • следить за поступлением воды на охлаждение подшипников; • контролировать показания амперметров электродвигателей; • проверять на ощупь температуру статора электродвигателя; • следить за исправным состоянием регулирующих устройств (направляющих аппаратов, шиберов).